(Празд. 3 мая), чудотворная, связана происхождением с Киево-Печерским мон-рем, что нашло отражение в ее названии. Первоначальная П. и. не сохранилась: она могла погибнуть уже в 1096 г. при нашествии половцев на Киев, которые сожгли Киево-Печерский мон-рь и, «вшедше в церковь, паляху иконы святыя», о чем сообщала Ипатьевская летопись (ПСРЛ. 1908. Т. 2. С. 281); святыню мог заменить список, созданный в мастерской Киево-Печерского мон-ря в период деятельности там прп. Алипия Печерского (род. ок. 1065 или 1070).
На многочисленных списках П. и. Богородица представлена сидящей на троне и держащей перед Собой на коленях благословляющего Младенца Христа. Изображение относится к иконографическому типу «Панахранта» (греч. Πανάχραντα - Всенепорочная, Пречистая), к-рый восходит к раннехрист. композиции «Поклонение волхвов», где волхвы с 2 сторон подходят с дарами к трону Богоматери с Младенцем. Иконография «Панахранты» зримо представляет главный символический аспект образа Божией Матери - таинство Воплощения, словесно выраженный в V-VI вв. в Акафисте Богоматери: «Радуйся, яко еси царево седалище… утробо божественного воплощения» (икос 1). Н. П. Кондаков условно называет этот тип «Кипрским», к-рый был широко известен уже с VI в. (мозаика в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, 60-е гг. VI в.). Особую популярность Богоматерь «Панахранта» приобрела после эпохи иконоборчества: она упоминается в «Послании трех восточных патриархов имп. Феофилу» (836 или 843; см.: Сказания о чудотворных иконах в «Послании восточных патриархов имп. Феофилу» // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Пер., предисл. и коммент.: Т. М. Васильева. М., 1996. С. 430-431 - мозаичный образ на Кипре в ц. Богородицы); известна по мозаикам в храмах: Санта-Мария-ин-Домника в Риме (ок. 820), Св. Софии в Фессалонике (ок. 883), Св. Софии в К-поле (кон. IХ в.- в апсиде; 2-я пол. Х в.- в люнете над дверью из юж. вестибюля в нарфик) и др.
Основные признаки иконографии П. и.: Богоматерь величественно восседает на золотом троне, возвышающемся на амвоне, Ее ноги стоят на подножии. Богородица держит перед собой обеими руками сидящего на Ее коленях Сына в образе отрока (Спаса Эммануила). Вариативным может быть положение рук Богоматери (Она может держать Христа обеими руками, одной или не держать вовсе) и Спасителя (благословляющего либо правой рукой, либо обеими руками). По сторонам трона - фигуры предстоящих преподобных Антония и Феодосия Печерских.
В отношении протографа П. и. существует неск. версий. В основе 1-й - содержащееся в 1-й части Киево-Печерского патерика «Сказание о святой чудотворной церкви Печерской, каменной, Успения Пресвятой Богородицы, как была она создана, украсилась и освящена, епископа Владимирского и Суздальского Симона», сообщающее о появлении нерукотворного образа в алтарной конхе Великой Успенской ц. Так, когда к-польские мастера украшали храм «мусией» (мозаикой) (ок. 1083-1088), образ Божией Матери «сам изобразися» в алтаре, внезапно осветившись сильнее солнца. Находившиеся в алтаре в страхе пали ниц. Внезапно «из уст образа того пресвятыя Богородицы излете голубь бел, и летяше горе ко образу Спасителеву, и тамо скрыся», затем голубь излетел из уст Спасителя и «леташе по всей церкви, к коемуждо образу святых прилетая, и овому на руце седая, иному же на главе», после чего спустился вниз и сидел за чудотворной «наместной» Богородичной иконой, а потом влетел в уста образа Спасителя, и «се паки свет паче солнца осия» всех, кто был в церкви (Патерик. 1759. Л. 103-103 об.). В Патерике не дано описание образа Божией Матери, известно лишь, что он был мозаичным (первоначальное убранство Успенской ц. не сохр., было утрачено при пожаре в 1718). По мнению Н. П. Кондакова, сведения Патерика дают основание предполагать, что икона Печерского мон-ря «ничто иное, как мозаическое изображение Богоматери в алтаре Киево-Печерской церкви» (Кондаков. Иконография Богоматери. Т. 2. С. 327), и если та или иная чудотворная икона была мозаикой, то единственным возможным способом ее распространения являлся иконный список (Там же. С. 317).
С этой версией не согласуется сообщение архидиак. Павла Алеппского, к-рый в сер. XVII в. при посещении Успенской ц. Печерского мон-ря в Киеве видел, что «святой алтарь очень высок и возносится в пространство. От верху полукруглой его арки до половины ее изображены: Владычица, стоя благословляющая, с платом у пояса, а ниже Ее Господь, окруженный архиереями,- мозаикой с золотом, как в св. Софии и в церкви Вифлеема» (Павел Алеппский. 2005. С. 159). Т. е. в XVII в. еще сохранялась мозаика с изображением Божией Матери «Оранта», подобная мозаике с образом Божией Матери «Нерушимая Стена» в соборе Св. Софии Киевской. В этом случае в качестве протографа П. и. можно рассматривать «наместный» (местный) образ, к-рый, согласно легендарным сведениям, закрепленным в Патерике в рассказе «О приходе мастеров церковных из Царьграда к Антонию и Феодосию», был принесен в Киев в 1073 г. визант. зодчими; этот образ им вручила Пресв. Богородица во Влахернах: «Царица же сама рече: Богородицына будет церковь. И даде нам сию икону, глаголя: та наместная да будет» (Патерик. 1759. Л. 98 об.). Поскольку описание принесенной из Влахерн иконы в источниках отсутствует, согласно лаврскому преданию, «наместной» иконой традиционно считают Киево-Печерскую икону «Успение Пресвятой Богородицы»; она вполне оправдывает значение «наместного» (местного) образа Успенской ц., располагавшегося достаточно высоко, рядом с завесой (согласно Патерику, икона находилась высоко, поскольку те, кто хотели поймать летавшего по храму голубя, «приставища лествицу: и се [голубь] не обретеся за иконою, ни за завесою»). Ко времени приезда в 1083 г. к-польских иконописцев в Киево-Печерский мон-рь «наместная» икона уже находилась в алтаре и почиталась чудотворной. Она, как «наместная», упоминается в чуде появления нерукотворного образа Богоматери.
В то же время с большой долей вероятности можно утверждать, что Богородичный образ, принесенный зодчими, был не единственным, и, возможно, один из них являлся списком Влахернской иконы из часовни источника и представлял Богоматерь типа «Панахранта». Косвенным подтверждением последней гипотезы служит миниатюра из Молитвенника Гертруды «Богоматерь на престоле» (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули. Cod. CXXXVI. Fol. 40, 1078-1086 гг.), к-рую принято считать древнейшей копией П. и., созданной киевскими мастерами по заказу кнг. Гертруды ок. 1086 г. (Сарабьянов, Смирнова. 2007. С. 85). Обращает на себя внимание положение рук Младенца, благословляющего правой ручкой, в левой держащего свиток на левом колене. Эта особенность отсылает извод к более древним визант. протографам, поскольку впоследствии, в частности на древнейшем списке П. и.- Свенской Печерской иконе Божией Матери, положение рук Младенца было изменено в связи с новым смысловым значением образа.
Очевидно, двойное благословение Младенца Христа обусловлено появлением фигур 2 предстоящих св. начальников Печерской обители, это дало основание предположить, что присутствие святых в композиции является более поздним дополнением к древнейшему изображению тронной Богоматери Киево-Печерского мон-ря (по наблюдению В. Д. Сарабьянова и Э. С. Смирновой, на списке П. и.- Свенской Печерской иконе - фигуры преподобных Антония и Феодосия расположены не на одном уровне с Божией Матерью, а как будто «они стоят перед каким-то изображением Богоматери - перед иконой или, может быть, настенной композицией» (Там же. С. 223). Поэтому в качестве еще одного возможного протографа П. и. можно рассматривать почитаемый образ преподобных Антония и Феодосия Печерских. Он был написан после смерти последнего в 1074 г. и в 1083 г. предъявлен к-польским иконописцам: «игумен изнесе пред всеми икону преподобных отцов наших, Антония и Феодосия Печерских», в к-рых мастера узнали монахов, заказавших и оплативших им работу по украшению Печерской церкви. «Видевши же Грецы образ их, поклонишася, глаголюще: яко сии суть воистинну, и веруем, яко живы суть и по смерти» (Патерик. 1759. Л. 102). Т. о., можно утверждать, что П. и.- монастырский образ местночтимой святыни в окружении особо почитаемых в обители святых.
Древнейшим и наиболее почитаемым списком П. и. является Свенская Печерская икона Божией Матери (сер. XIII в. (?), ГТГ). Предстоящие святые Антоний и Феодосий с большими развернутыми свитками со словами молитвословий изображены в рост перед образом Богоматери. Вариантом данного извода являются иконы с изображением коленопреклоненных преподобных, на к-рых возлагает руки Пресв. Богородица. К ранним памятникам относится ксилография работы иером. Илии 1655 г. Она состоит из 2 частей: вверху - «Богоматерь Печерская», внизу - откровение прп. Симеону о создании церкви Печерской (там же - подпись гравера и дата: «И. С. С. К. 1655») (Ровинский. Словарь граверов. Стб. 295). Ксилография вошла в 3 издания Киево-Печерского Патерика: 1661 г.- Л. 104б; 1678 г.- Л. 103б; 1697 г.- Л. 134б (Укр. книги кирилловской печати XVI-XVIII вв.: Кат. изданий, хранящихся в ГБЛ. М., 1981. Вып. 2. Т. 1. С. 59, № 1124-1125). Особенностью изображения «Богоматерь Печерская» является положение Младенца Христа. Он сидит на правой ноге Богоматери, Которая придерживает Его правой рукой; в левой руке Богородицы - скипетр. Фигура ладенца показана вполоборота, голова поднята вверх, глаза обращены к Матери. Его правая ручка со свернутым свитком опущена на колено, левая поднята высоко вверх. Киевский гравер Феодор А. включил образ «Богоматерь Печерская» в верхнюю часть рамки титульного листа кн. «Апостол» (К., 1695). Богоматерь восседает на троне и держит фронтально сидящего Младенца Христа, Который благословляет обеими руками. Вместо ангелов за троном изображены св. Иоанн Креститель (слева) и арх. Михаил (справа), за фигурами преподобных Антония и Феодосия Печерских - избранные святые в молитвенном предстоянии (Попов П. Матерiяли до словника укр. гравирiв. К., 1926. С. 117-118). Широкое распространение в многочисленных списках получил следующий извод: Богоматерь изображена сидящей на троне с высокой спинкой, по сторонам к-рого стоят 2 ангела (что соответствует древней визант. традиции и нашло отражение в иконографии Кипрской иконы), держась одной рукой за края его спинки, в др. руке у них зерцала с теонимограммой Девы Марии. Богородица чуть склонила голову вправо, Ее руки возложены на стоящих на коленях у престола преподобных Антония (слева) и Феодосия (справа). У каждого в правой руке четки, прп. Антоний левую руку прижал к груди, прп. Феодосий левой рукой касается левой обнаженной ножки Младенца, к-рая видна из-под гиматия. Спаситель обеими руками благословляет праведников (икона 1-й трети XIX в., Киев (?), ЦМиАР; икона мастеров Шороховых, 1870, собор Свято-Боголюбовского мон-ря). Краткий вариант иконографии предполагал поясные или оплечные изображения ангелов. Помимо ангелов за престолом Богоматери в традиц. схему могли добавлять избранных святых сообразно прославлению того или иного святого или руководствуясь пожеланием заказчика, напр. свт. Николая Чудотворца и вмц. Варвару (литая икона нач. XIX в. (Егорьевский историко-художественный музей)) или прп. Иоанна Многострадального (резные иконы 2-й пол. XVIII и 1-й трети XIX в. из собрания ЦМиАР и Егорьевского историко-художественного музея).
С точностью следует традиционной иконографии извода «Печерская икона Божией Матери» (2-я пол. XIX в., Малороссия, частное собрание; 37×27 см); иконографическими аналогами являются также иконы 2-й пол. XVIII в. из собрания ГИМ и образ XIX в. (Юж. Россия, Музей истории Бурятии им. М. Н. Хангалова), что подтверждает наличие единого образца, происходившего из Киево-Печерской лавры.
Наиболее известные исторические списки П. и. подобной иконографии: Ярославская-Печерская икона (празд. 14 мая ст. ст.) из ц. Происхождения Честных Древ архиерейского дома в г. Ярославле, прославилась в 1823 г. исцелением от болезней суставов мещанки г. Ярославля А. Д. Добычкиной; Печерская икона в с. Богородском Любимского у. Ярославской губ., прославилась в 1823 г. исцелением прихожанки А. Толузиной, много лет страдавшей различными болезнями; Печерская икона в нижегородском Печерском Вознесенском мон-ре была принесена основателем обители св. Дионисием из Киево-Печерской лавры (оригинал утрачен, в наст. время в обители находится список).
Следующий вариант иконографии получил название «Печерская Нерукотворная икона» («Облачная»). В верхней части по центру композиции изображена Богоматерь с Младенцем на троне в пышных облаках; Спаситель благословляет обеими руками или только правой, левая лежит на сфере. В средней части, справа и слева, также на облаках, вполоборота к центру - ростовые фигуры предстоящих преподобных Антония (слева, в большом вытянутом куколе) и Феодосия (справа, с непокрытой головой). Святые держат в руках свитки с молитвословиями; левая рука прп. Антония с раскрытой ладонью опущена вниз, пальцы правой руки прп. Феодосия сложены в именословном благословении. В нижней части помещено изображение многокупольного Успенского собора (в центре), справа и слева от него - Дальние и Ближние пещеры с растущими перед ними деревцами. Иконография этого варианта восходит к гравюре в кн. «Изложение главизн поучителных, написанное от Агапита, диакона святейшиа Божиа Великиа церкве» (К., 1628), где преподобные Антоний и Феодосий Печерские изображены стоящими на земле по сторонам Успенской ц., рядом с входами в Ближние и Дальние пещеры. Гравер Леонтий Тарасевич на титульном листе Патерика, или Отечника, Печерского (К., 1702) использовал такой же вариант иконографии, при этом из пещер растет виноградная лоза (на иконе ее заменили деревца, растущие перед входами в пещеры). Она соединяет Успенский собор и клейма с преподобными Печерскими отцами, в верхней части гравер поместил икону с изображением образа «Успение Богородицы» в руках ангелов, к-рой словно предстоят преподобные Антоний и Феодосий; позже появился вариант с П. и. (кон. XVIII в., частное собрание).
Вариативные изводы воспроизводили на иконах, эмалевых образках, печатных листах XIX - нач. ХХ в. (эмаль на медной основе, 2-я пол. XIX в., ЦМиАР; 2-я пол. XIX в., собор св. Иоанна Крестителя, Вашингтон, США; XIX в., НКПИКЗ).
Яркой иллюстрацией происхождения подобных памятников из мастерских Киева и Киево-Печерской лавры служит «Печерская (Нерукотворная) икона Божией Матери» (39×27,5 см, сер. XIX в., частное собрание). Ее композиция симметрична и уравновешенна, диагонально расположенным входам в пещеры в нижней части изображения вторят облачные «кулисы» в верхних углах средника. Между храмом и Богоматерью полукругом расположена надпись: «Сiя скiнiя бжiя с: члвеки». Иконописец был хорошо знаком с географией места событий. Он написал архитектуру Успенского собора в соответствии с его видом кон. XVIII - нач. XIX в. Кроме того, он изобразил пейзаж, видимый с высокого монастырского берега,- широкий Днепр, переправу через него и холмистый противоположный берег. Редкость извода, его иконографические особенности и географическая локализация позволяют атрибуировать икону как произведение иконописной мастерской Киево-Печерской лавры.